"Музыкальный бизнес - это огромная грязная ложь и больше ничего"
Когда по всей стране по радио громко распевались песни о там, как замечательно жить в стране советов, и о том, что у людей нет больше никаких проблем и забот, а только лишь одна - как бы сделать так, чтобы страна жила и процветала,молодые люди под гитары пели песни неизвестных самодеятельных поэтов про дым костра, создающий уют, о Бригантине, о том, что после разлук обязательно будут новые встречи. Песенный жанр как бы разделялся на песни, которые предназначались для официальных мероприятий (митингов, концертов и т.д.) и песни, которые были предназначены для души. Таким образом, бардовская песня была одной из форм выражения автора.
Их исполняли по всей стране, хотя официально бардовская песня долго не получала признания литературных критиков, которые обвиняли самодеятельных поэтов в непрофессиональном написании стихов, исполнителей – в «домашнем» голосе, не пригодном для исполнения песен со сцены и т.д., обещали быстрое исчезновение этого жанра. Однако, вопреки всем пророчествам, самодеятельная песня стремительно развивалась. Всё больше людей обращались к жанру бардовской песни.
Почему?
Дело в том, что каждый автор в своих текстах пытается рассказать о том, что его волнует, тревожит, показать своё отношение к событиям, происходящих в его жизни и в мире, своё видение проблем. Концерт автора-исполнителя больше напоминает беседу с друзьями, чем шоу-программу. На встречу с бардами люди идут не расслабиться, отдохнуть, а как на встречу с поэтами - прежде всего подумать о том, что автор хотел сказать своими произведениями. Часто текст песен имеет двойной смысл, который раскрывается при повторном прослушивании песни. Часто музыка для кафе - это именно бардовские песни.
Когда у Евгения Клячкина спросили, чем же всё-таки отличается самодеятельная песня от эстрадной, он ответил, что в отличие от эстрадной песни, главным и определяющим ценность песни является критерий искренности, степень доверия, которую вызывает песня у слушателя. И если критерий не срабатывает, то это брак не только в работе поэта, а и внутри человека. «Неточность выражения есть порождение неточности чувства». К сожалению, эти критерии, по словам барда «не играют» для эстрадной песни.
Всплеск бардовской песни пришёлся на шестидесятые-семидесятые года прошлого века. По стране практически в каждом городе стали создаваться клубы самодеятельной песни или сокращённо КСП, которые объединяли авторов и просто любителей бардовской песни.
В семидесятых годах прошлого столетия был организован первый в Советском Союзе фестиваль бардовской песни. Он был назван в честь погибшего в походе Валерия Грушина – автора и исполнителя. И теперь ежегодно, с того времени и по сегодняшний день, проводится на берегах Волги этот слёт самодеятельных авторов – знаменитых и начинающих, тех кто известен во всём мире и тех, кто делает первые шаги в этом сложнейшем песенном жанре, в котором бард отвечает и за качество стихов, и за качество музыки, и за то, как он донёс песню зрителям. Сейчас проводятся много различных фестивалей самодеятельной песни, в разных городах и странах, но этот фестиваль – один из главных фестивалей, куда съезжаются показать свою работу авторы и исполнители со многих стран мира.
К сожалению, сейчас всё больше и больше бардовская песня напоминает городской романс, вытесняя песни о романтике и романтиках, но хочется верить, что придёт время,когда у костров зазвучат новые светлые песни о походных маршрутах, о крепкой мужской дружбе, о том, что для тебя всегда будут открыты двери твоего дома, где тебя ждут и надеются на твоё возвращение.