"Люди или могут сочинять или нет. Третьего не дано. Ты можешь быть сногсшибательным гитаристом, сильным певцом, но это совершенно не значит, что ты можешь сочинять"
В 2003-м Iced Earth расстались со своей прежней издающей компанией Century Media, имеющей привычку держать даже самых продуктивных своих протеже в черном теле. Долго ли держались за сердце боссы SPV перед тем, как поставить свой росчерк под поистине огромным для независимой металлической группы контрактом, неизвестно. Равно как неизвестно, оправдал ли себя этот шаг. Известно лишь, что "The Glorious Burden" (2004), последний на сегодняшний день альбом группы, впервые в истории Iced Earth попал в "чарты" Billboard.
Спустя год, в июне 2005-го, ангажированный американский патриот Шаффер осуществил свою давнюю мечту - выпустил документальный фильм о героической патетике заокеанского народа, положенной на музыку Iced Earth. Новое DVD Iced Earth "Gettysburg" содержит документальный фильм о битве при местечке Геттисберг, где решилась судьба Гражданской войны в США. И в основе всего, конечно, - трехчастная композиция Шаффера "Gettysburg" с "The Glorious Burden".
Вопрос: - Привет, Джон. Я, наверно, должен начать с вопросов о вашем новом DVD "Gettysburg", но давай-ка я лучше спрошу тебя о том, как обстоят дела с твоей спиной, которая мучила тебя в последнее время. Как идет выздоровление?
Джон Шаффер: - Иду на поправку. Я перенес три операции за последние два года. Последняя была в ноябре прошлого года. Сейчас я прохожу курс физиотерапии, и, в общем, чувствую себя значительно лучше. Думаю, я на пути к выздоровлению.
Вопрос: - Когда ты думаешь возобновить концертную деятельность Iced Earth?
Джон: - Скорее всего, мы сейчас приступим к работе над новым материалом. Если бы нам поступило предложение поехать в турне с Iron Maiden или Metallica, мы бы отложили все в сторону. Оно стоило бы того. А ехать сейчас на гастроли одним или с разогревающими группами не имеет смысла, на мой взгляд. Лучше мы сконцентрируемся над новым альбомом.
Вопрос: - Вот теперь можно поговорить и о DVD "Gettysburg". Расскажи, пожалуйста, что включает в себя документальный фильм о сражении при Геттисбурге, записанный на первом из двух дисков? Сколько времени ушло на создание этого фильма? И как, вообще, возникла идея сделать такое необычное видео?
Джон: - Первоначально мы планировали выпустить "бонус-DVD" к "The Glorious Burden", который содержал как-бы визуальное сопровождение трилогии "Геттисберг". Но стоимость оказалась слишком высока, и наш лейбл предложил вместо этого выпустить отдельный DVD. Это проект стал разрастаться и вылился в 32-минутное видео с "объемным" звуком и прочими современными штучками. Кроме того, мы добавили на DVD некоторый дополнительный материал. На создание этого DVD у нас ушло полтора года. Марк Брайоди (Marc Briody), режиссер и аниматор, начал работать над графикой в январе 2004-го. На создание графической части у него ушли сотни и сотни часов. Он работал один, вырисовывая все эти флаги, поле боя, фигуры сражающихся и так далее. Разумеется, времени ушло больше, чем мы первоначально планировали.
С самого начала мы честно предупреждали публику, что это не будет обычным хэви-метал видео: концертной съемкой или компиляцией видеоклипов, словом, тем, что может ожидать слушатель. Это своеобразное дополнение к композиции "Gettysburg", со звуком в формате 5.1, которым можно наслаждаться, если у вас дома есть "домашний кинотеатр". Получилось захватывающе! Я настоятельно рекомендую тебе посмотреть это и послушать. Фильм неплохо смотрится и в обычном "стерео" формате, но на экране с большим дисплеем и со звуком в формате 5.1 - просто потрясающе! Мы с Джимом Моррисом хотели сделать нечто подобное с "surround" звуком еще со времени трилогии "Suffering" с "The Dark Saga". Но наш предыдущий лейбл относился к этой идее без особого энтузиазма. Наконец такая возможность представилась. Когда, как не с "Gettysburg", было ее реализовывать?
Вопрос: - Идея сделать документальный фильм и положить на него "металлическую" музыку необычна, спору нет. Вот только не боишься ли ты и люди из SPV, что поскольку это не стереотипное "концерт плюс съемки за кулисами" домашнее рок-видео, у этого продукта слабый коммерческий потенциал? И вторая часть этого вопроса: не будет ли этот DVD, по твоим прогнозам, продаваться в Европе несоизмеримо хуже, чем в США? Ведь далеко не всякий европеец неравнодушен к истории Соединенных Штатов...
Джон: - Совершенно верно. Первоначально мы даже рассматривали вариант не выпускать этот DVD в Европе. Хотя... Я думаю, ты бы удивился, если б узнал, сколько людей приезжает из Европы в США поучаствовать в представлениях "исторических реконструкторов", да и просто посмотреть. Другой вопрос - как много среди них болельщиков Iced Earth. Что до коммерческого успеха, то меня эта сторона вопроса волнует меньше всего. Я хотел сделать видеоинсталляцию к одной из своих "масштабных" композиций в течение десяти лет. И теперь я могу усесться дома в кресле перед экраном моего "домашнего кинотеатра", посмотреть и послушать в прекрасном качестве, пожалуй, мою самую претенциозную работу на сегодняшний день! (Смеется.) Я, можно сказать, выпустил свое "домашнее видео". Думаю что многие в Америке купят это DVD исключительно из-за истории сражения при Геттисберге, и им будет совершенно наплевать на какую-то группу Iced Earth. И наоборот. В конце концов, у нас множество поклонников за пределами США, которых трогает музыка "Gettysburg", и которым чужд американский патриотизм.
Вопрос: - На вашем интернет-сайте есть информация, что первоначально вы планировали включить видеоклип "Declaration Day" во второй диск. В итоге мы имеем только "Reckoning Day" и "When the Eagle Cries". Что произошло с этой песнью?
Джон: - Нам не нравится это видео. Мне не нравился сценарий этого клипа с самого начала, а когда я увидел окончательный результат, я сразу сказал, что мы не будем включать его в этот DVD. Мы бы, конечно, могли использовать его для дополнительной рекламы альбома, но решили не делать этого, покуда это видео существует в том виде, в каком оно есть сейчас.
Вопрос: - Касательно "When the Eagle Cries". Давай сделаем шаг в сторону и поговорим об 11-м сентября и его последствиях. Тебе не кажется, что мистер Буш и его военная клика этой нефтяной войной извратили надежды американцев на праведную месть? И каково твое собственное мнение о войне на Востоке?
Джон: - Во-первых, я полагаю, что мнение, будто бы это война за нефть, совершенно не имеет основательных доказательств. Нет ни одного факта, подтверждающего это. Это мнение сфабриковано либеральной пропагандой, действия которой совершенно неконтролируемы. Я не хотел бы пускаться во все тяжкие разговоров о политике: я всего лишь шоумен. Но, полагаю, надо быть аккуратным в выборе терминологии. У меня есть несколько друзей, очень близких друзей, которые занимают довольно высокие посты в армии. И то, что они говорят, категорически расходится с пропагандой либеральной прессы. Я предпочитаю прислушиваться к их мнению, нежели к тому, что говорят и пишут в продажных газетах. Меня это совершенно не интересует. Так что я не думаю, что это война за нефть. Мы воюем за демократию и свободу в регионе, который нуждается в этом, как воздух. Время покажет, были ли мы правы или нет. Если нет - мы будем расплачиваться за последствия.
Вопрос: - Давай копнем неглубоко в еще свежее прошлое. Расскажи о собственно истории создания композиции "Gettysburg". Что подвигло тебя выбрать именно эту тему и никакую другую?
Джон: - Это место не оставляет меня равнодушным. Будучи там, ты чувствуешь атмосферу, ауру событий, произошедших в тех местах 150 лет назад, во всей их грандиозности и трагичности. Я был там несколько раз, и всякий раз я испытываю очень сильные чувства. Ни один рок-музыкант до меня не писал ничего о гражданской войне в США. А меня она, напротив, волновала как автора. Подобная страница есть в истории каждой нации. Любая война жестока, любая война отвратительна. Но когда ты думаешь о том, как родственники или друзья убивали друг друга, оказавшись по разные стороны, понимаешь, что это трагедия гораздо более высокого порядка. И это в некотором роде благодатная тема для автора. Трагедия потрясает чувства любого человека.
Вопрос: - Я полагаю, вам так и не довелось сыграть эту трилогию на концертах, хотя это и входило в ваши планы. Вы собираетесь играть ее на гастролях в будущем? Может быть, пригласить оркестр и сделать некую театрализованную постановку?
Джон: - Мы играли ее на концертах. Тащить на сцену оркестр не имеет большого смысла. Во-первых, филармонический оркестр позади металлической группы - это кошмар. Если б можно было выступать в условиях идеальной акустики, чтобы зал имел оркестровую яму, чтобы можно было контролировать звук в зале и так далее - это действительно было бы потрясающее представление. Но на тех площадках, где выступает Iced Earth, это совершенно бессмысленно. Во-вторых, брать в тур шестьдесят человек - крайне дорогостоящее мероприятие. Что касается дальнейшего включения этой композиции в концертную программу - да, мы собираемся играть ее. Мы уже исполняли "Gettysburg" на всех концертах последнего турне, в том числе на нескольких европейских фестивалях. На сцене стояло несколько бутафорских пушек, паливших время от времени в зал. Это было классное шоу!
С другой стороны, на сегодня у Iced Earth уже имеется значительный багаж старых песен, и не всегда просто определиться, что же все-таки исполнять. Всегда найдется кто-то, кто скажет: "Почему вы не играли то, почему вы не играли это?" Несколько лет, начиная с 98-го года мы играли трилогию с "Something Wicked...", которая длится около 15 минут, практически в каждом туре. К тому же следующий альбом, за написание которого я сейчас принимаюсь, будет самым амбициозным начинанием за всю мою карьеру. Поэтому нельзя быть уверенным на все сто, что мы будем всенепременно исполнять "Gettysburg".
Вопрос: - Мой следующий вопрос может показаться достаточно глупым, но только при поверхностном наблюдении. Чью сторону ты бы принял, живи ты 150 лет назад - серых или синих, южан или северян? Знаешь ли, когда человек начинает размышлять "о судьбах Родины" и о своей личной судьбе, вовлеченной в общий поток, он волей-неволей возвращается в мыслях к прошлому своего народа. И тогда вопрос, чью бы сторону он занял в переломные моменты этой истории, становится весьма актуален при самоопределении и выборе в самом что ни на есть настоящем.
Джон: - Если бы я родился в 60-х годах 19 века я, безусловно, был бы солдатом армии Севера, потому что Индиана относилась к числу штатов Федерации. Все говорят, что главной причиной войны был вопрос о рабовладении. Это не так. Это действительно было одним из мотивов, но не главным. Главной причиной войны был вопрос о правах штатов: в чьих руках будет сконцентрирована власть, в руках правительства в Вашингтоне или штаты сами смогут решать свою судьбу. Ты можешь изучать всю жизнь политические обстоятельства Гражданской войны в США, общественный климат в те годы, стратегию военачальников и карты сражений и к концу этой жизни придти к совершенно новому выводу. Это очень сложный и запутанный вопрос. Так что по воле судьбы я был бы солдатом Севера, но сейчас, изучая историю вопроса, я прихожу к выводу, что правда была на стороне южан.
Вопрос: - Скажи, удовлетворил ли "The Glorious Burden", последний альбом Iced Earth, твоим ожиданиям, как в музыкальном, так и в финансовом плане? Ведь, насколько я понимаю, ты очень многое связывал с этой работой...
Джон: - В сугубо музыкальном аспекте - да. Я бы назвал "The Glorious Burden" моим лучшим альбомом. "Something Wicked..." я бы поставил на второе место. Финансовая же сторона меня волнует мало. Рок-музыкой не занимаются ради денег. Рок-музыка - это форма искусства. Но, отвечая на твой вопрос, могу сказать, что альбом продавался хорошо. Мы отыграли несколько потрясающих концертов здесь, в Штатах, но затем проблемы с моей спиной в некотором смысле оборвали поступательное движение.
Сам альбом... Ты знаешь, многие пытаются выставить "The Glorious Burden" "политическим" альбомом. Это совершенно не так. Журналистам надо продавать свои журналы, поэтому они стараются разжечь страсти, вызвать полемику в обществе. И на чем эта полемика зиждется - на правде ли, на фальши ли, не имеет значения для этих людей. Но, отбрасывая в сторону всю эту чушь и ложь, которую намели журналисты, для меня это - лучший альбом, написанный мною до сего дня. Это самая прочувствованная музыка, когда-либо сочиненная мной. И в историю Iced Earth он войдет как классический диск, наравне с "Something Wicked...", "Stormrider" и, может быть, "The Dark Saga" - у нас есть несколько альбомов, которые явно выделяются из общего ряда.
Вопрос: - Ты уже приступил к сочинению материала для новой пластинки? Ты собираешься писать в одиночку или в одной упряжке с Тимом (Оуэнсом, вокалистом Iced Earth - прим. автора)?
Джон: - Я собираюсь засесть за сочинение в самое ближайшее время. Мы ждем вердикта SPV, нашего лейбла. В нашем контракте прописано, что лейбл принимает участие в выработке концепции новых альбомов, и в SPV хотят, чтобы это было продолжение "Something Wicked...". Скорее всего так оно и будет, и в этом случае это будет самый агрессивный и интенсивный альбом Iced Earth. Что касается Тима. Если он сможет предложить достойные музыкальные решения, то, да, я предоставлю ему эту возможность. Сейчас у него есть полная свобода и возможности для этого, которых у него никогда не было прежде. Однако, Тим не очень хороший композитор. Хотя у него и не было в прошлом большого простора для реализации своих творческих способностей. И я не собираюсь предоставлять ему право писать песни только за тем, чтобы быть любезным по отношению к нему. Это прямой путь к самоубийству собственной группы. Люди или могут сочинять или нет. Третьего не дано. Ты можешь быть сногсшибательным гитаристом, сильным певцом, но это совершенно не значит, что ты можешь сочинять. Так что у Тима сейчас есть возможность проявить себя. Посмотрим, как он проявит себя в этом качестве. Он сейчас работает над своим сольным проектом, для которого он написал большую часть материала. Когда он закончит, я послушаю то, что он сделал, и тогда мы решим, может ли он что-то привнести в Iced Earth. Вдобавок, это зависит от темы будущего альбома. Если мы будем писать сиквел "Something Wicked...", довольно странно было бы "перепоручить" написание песен Тиму, не правда ли? Ведь это моя история.
Вопрос: - У тебя уже есть кандидатуры на освободившуюся вакансию бас-гитариста в Iced Earth?
Джон: - Несколько кандидатов в буквальном смысле слова действительно есть. Несколько парней прислали мне диски со своими записями, и я сейчас прослушиваю их. Единственное, я пока не определил для себя, хочу ли я взять постоянного участника в группу. Вокруг полно талантливых музыкантов, и не думаю, что у меня возникнут проблемы с поиском хорошего басиста. Я не волнуюсь по этому поводу. Я держу в уме двух человек, но окончательный выбор, скорее всего, будет сделан уже после записи альбома: ведь, по сути, мне надо найти человека, который поедет с нами в турне. В списке моих приоритетов эта проблема сегодня занимает очень низкое место.
Вопрос: - Напоследок пара вопросов о втором альбоме Demons and Wizards, "Touched By The Crimson King", который выходит на SPV этим летом. Я полагаю, ты написал всю музыку для этого альбома, а как насчет текстов песен: ты пишешь стихи для Iced Earth, Ханзи - для Blind Guardian... Как вы распределяете эту роль в Demons and Wizards?
Джон: - Ханзи предлагает тему песни. Мы обсуждаем ее, Ханзи делает черновой вариант, и я помогаю ему с английской грамматикой.
На этом альбоме есть две песни, к которым я написал слова самостоятельно, без помощи Ханзи.
Вопрос: - Мне кажется, мнение, согласно которому Demons and Wizards - это чистый симбиоз Blind Guardian и Iced Earth, и в этом проекте есть то, чего не достает каждой группе в отдельности, уже успело стать общим местом, хоть вы и выпустили до этого всего лишь один альбом. Верно ли это, на твой взгляд? И справедливо ли будет полагать, что вы с Ханзи создали Demons and Wizards не для того, чтобы сделать что-то новое или радикально отличное от материнских групп, а с единственной целью - просто сделать что-то вместе?
Джон: - Это справедливо на все сто. Мы никогда не думали о том, чтобы записать что-то в абсолютно ином стиле. Я думаю, это было бы попыткой выглядеть теми, кем мы никогда не были. Мне очень смешно, когда говорят о подобных перспективах. Я - это я, музыкант, играющий хэви-метал, черт возьми! У меня это внутри! Я этим дерьмом живу, дышу, и спать ложусь вместе с ним! Чтобы я записал рэп-метал альбом или кантри-метал альбом, или что там еще бывает?! Такого не будет никогда! И мне абсолютно все равно, что люди могут себе придумывать на мой счет. И с кем бы я не работал, с Ханзи, с Тимом, может быть завтра это будет Брюс Дикинсон (Bruce Dickinson), - это будет только хэви-метал! Хотя, на мой взгляд, мнение, будто Demons and Wizards - это суррогатная смесь из 50 процентов Blind Guardian и 50 процентов Iced Earth, кажется мне поверхностным. Безусловно, в Demons and Wizards есть что-то и от второго, и от первого, но в целом, я думаю, нам удалось создать нового монстра. Это нечто в своем собственном роде.
Вдобавок, у меня и у Андре (Ольбриха, гитариста и композитора Blind Guardian - прим. автора) совершенно разные методы написания музыки. То же самое относится к вокальным мелодиям: я для Iced Earth и Ханзи для Blind Guardian сочиняем абсолютно по-разному.
Demons and Wizards - это наш побочный проект с Ханзи, и главная и единственная причина, по которой мы занимаемся им - это наши дружеские отношения. Прошло семь лет со дня нашего знакомства, когда мы обнаружили, что можем записать что-то вместе. И произошло это совершенно случайно, должен заметить! Сейчас, пожалуй, мы более или менее выросли в авторский дуэт. Мы записываемся вместе, когда у нас есть свободное время. Единственное, может быть мы хотели бы, чтобы альбомы выходили почаще, не с интервалом в пять лет. Но, в любом случае, мы отводим Demons and Wizards второстепенную роль. Iced Earth и Blind Guardian имеют наивысший приоритет.