"Я не хотел бы пускаться во все тяжкие разговоров о политике: я всего лишь шоумен"
Дословный перевод названия жанра – языческий металл, в связи с этим отчетливо прослеживается отвержение христианства, народные и этнические мотивы разных наций – в зависимости от происхождения исполнителей. Но это не принципиально, все зависит от личных предпочтений музыкантов.
Традиционность наблюдается во всем – от используемых музыкальных инструментов до костюмов, в которых исполнители выходят на сцену. То же касается и текстов – многие из них состоят лишь из древних напевов определенного народа, иногда это оригинальные тексты, содержащие устаревшие выражения и слова. Тематика, тоже, так или иначе, затрагивает действительные или вымышленные исторические события – военные походы, битвы, национальный фольклор.
Все вместе в сочетании с довольно тяжелой музыкой создает органичную неоязыческую атмосферу. По частоте ритм-секций музыка напоминает блэк-металл, но при этом отсутствует ярко выраженная агрессия. Даже если встречается некая воинственность, например, в отношении к христианству, ее ощутимо смягчает глубокая идеологическая обоснованность и присущая историзмам гармония.
Впервые основательно подошли к данному направлению In the Woods и Primordial и Skyclad в 1980-х годах, именно они стоят у истоков pagan-metal, и хотя основную часть их творчества занимал фолк, первые шаги в направлении неоязычества по праву принадлежат им.
Локальным штудированием и использованием в творчестве одной культуры занялись некоторые коллективы в 1990-х годах. Именно тогда появились такие узкие направления как viking-metal и celtic-metal, и благодарить за это стоит Equilibrium, Ensiferum, Finntroll, Moonsorrow, Cruachan, Falkenbach и Aes Dana.
Первопроходцами в pagan-стиле на территории СНГ стали следующие коллективы: Nokturnal Mortum (Украина), Dub Buk (Украина), Butterfly Temple (Россия), Сварга (Россия), Темнозорь (Россия) и Gods Tower (Белоруссия).
Впоследствии, когда pagan-metal распространился практически на всех материках, в России и ближнем зарубежье случился повторный, более тотальный наплыв групп, играющих в стиле неоязычества. Среди прочих наибольшего внимания заслуживают Твердь, Калевала, Невидь, Путь Солнца, Свентояр, Чур, Злата Сварга, Иван Царевич, Natural Spirit, Alkonost.