"Группы должны выходить и играть, просто обязаны делать это, если хотят что-то из себя представлять"
У себя на родине, то бишь в Америке, группа Iced Earth может по праву считаться культовой в жанре хэви/пауэр-метал... Вот смотрите, вроде бы обычное предложение, а сколько в нём скрыто непонятного и противоречивого! Начать хотя бы с того, что в Европе Iced Earth с самого первого своего альбома пользуется большей популярностью, чем дома, в Америке. Да и с определением хэви/пауэр не каждый согласится, уверяя, что пауэра в музыке группы нет, или что это почти трэш. Чтобы не впадать в крайности и не принимать чью-либо сторону в этом вечном споре, скажу, что Iced Earth - галопируюшая лошадка той же породы, что и Iron Maiden, только окрас чуточку другой, а чтобы посвятить в широкий круг избранных тех, кто не в теме, что это такое я тут пишу, ниже - ретро-интервью, главным действующим ликом которого стал лидер Iced Earth, гитарист Джон Шаффер.
По-хорошему, общаться с Джоном мы должны были о новом ЕР группы Overture Of The Wicked и следующих двух студийных альбомах, которые должны стать продолжением концептуальной работы Something Wicked This Way Comes 1998 года. Но факт, что о первых годах существования и первых альбомах Iced Earth отечественному слушателю известно немногое, заставил меня в нашей беседе с Джоном сделать упор на ретро-составляющую. Слишком много людей за двадцать лет существования группы успел сменить Шаффер, а история с уходом харизматичного вокалиста Мэтта Барлоу в 2003-ем и появлением в Iced Earth Тима Оуэнса, которому пришлось уступить микрофон Робу Хэлфорду в Judas Priest, до сих пор вызывает споры среди фэнов: равнозначной ли получилась замена?
Исходя из обозначенного выше довода, мы склонились к тому, чтобы расспросить Джона о событиях, происходивших в группе, вплоть до выхода Something Wicked This Way Comes, а подведение итогов отложить до выпуска двух анонсированных альбомов, если представится такая возможность. Итак. Джон Шаффер собственной персоной!
- Как и когда ты заинтересовался тяжёлой музыкой и стал музыкантом?
Я родился во Франклине, штат Индиана, 15 марта 1964 года, рос вместе со своей старшей сестрой, которая слушала тяжёлую музыку. Мы были совсем маленькие, когда начали увлекаться такими группами, как Black Sabbath и Alice Cooper, поэтому эта музыка со мной практически всю жизнь. Первым альбомом, который я купил, был Kiss Alive, а после того, как отец в 1979-ом сводил меня на их концерт в Индианаполисе, я понял, чем хочу заниматься, когда вырасту. Я не знал, как или когда, просто решил для себя, что музыка - именно то, что мне надо! Когда я учился в средней школе - тогда мне было лет 14 - я уговорил отца купить мне гитару. Один из моих друзей научил меня основным аккордам, и с того самого времени я начал пытаться писать собственную музыку - я никогда не играл чужие песни! В 1983 году, по-моему, это был 83-й, я увидел живьём Iron Maiden с их программой Piece 01 Mind. Тот концерт также оказал на меня сильное влияние. Я хотел писать музыку в таком же ключе.
- До того как твоя первая группа взяла себе имя Iced Earth и выпустила дебютный альбом, её в течение нескольких лет на местной сцене знали как Purgatory. Но я слышал, что в те далёкие времена вы делали больший упор на яркий имидж и зрелищные концертные шоу, а не на музыку. Это так?
На самом деле, то, что Purgatory была моей первой группой до Iced Earth, правда лишь отчасти. Самая первая группа, в которой я играл ещё до Purgatory, называлась The Rose. Для неё я нарисовал логотип, стилистику которого потом использовал при разработке логотипа для Purgatory, а впоследствии и для Iced Earth. The Rose просуществовала недолго, после неё я организовал Purgatory... году в 1985-ом, наверное, а в 1988-ом мы решили переименовать группу в Iced Earth. Действительно, выступления Purgatory не были лишены театральных эффектов. У нас было мало денег, но мы старались делать всё, что было в наших силах, чтобы привлечь к себе внимание. Нам нравились фильмы ужасов, и мы, как могли, пытались воспроизвести их атмосферу на наших концертах, чтобы сделать настоящее шоу. И нам это удавалось!
- Но всё же, почему в 88-ом вы сменили название Purgatory на Iced Earth?
Однажды, зайдя в местный музыкальный магазин, среди новинок я увидел пластинку группы из Кливленда, Огайо, которая называлась Purgatory!
- Мда, наверное, для тебя это стало шоком!
Для меня это был огромный шок! Я был взбешён! По правде говоря, я разбил эту пластинку о пол прямо в магазине. Но что поделаешь - кто-то использовал наше название, и я понял, что группу надо переименовать. Один из моих друзей, с которым мы вместе начинали увлекаться музыкой, - он разбился на мотоцикле, оставив в память о себе название, предложенное им для группы ещё в детстве - Iced Earth... Как оказалось, мы вовремя сменили название. В 1988-ом мы сделали очередную демо-запись, которая дала нам путёвку в музыкальный мир.
- Да, насколько мне известно, она получила высочайшую оценку в культовом немецком журнале Rock Hard, став демо-записью месяца, что в свою очередь привлекло к группе внимание такого лейбла как Century Media.
Да, а потом Into The Realm в этом же журнале стала демо-записью года, и мы получили огромное число отзывов. Имя Iced Earth очень быстро получило известность в андеграунде, мы продали порядка полутора тысяч кассет Into The Realm! Также мы рассылали бесплатные экземпляры во все журналы, о существовании которых знали, а также всем, кто мог заинтересоваться группой или высказать о нашей музыке своё мнение. Среди тех, кто проявил к нам интерес, был немецкий лейбл Century Media, с которым мы в итоге подписали контракт и на котором издали дебютный альбом Iced Earth (1990).
- Как группу принимали во время вашего первого европейского турне с Blind Guardian, в который вы поехали после выпуска дебютника?
Мы совершенно не знали, чего ждать от поездки, потому что никогда до этого в Европе не были! Во время нашего первого концерта турне, который состоялся в Гамбурге, мы сидели за кулисами, слышали скандирование Iced Earth! Iced Earth из зала и переглядывались, как бы спрашивая друг друга: Чёрт побери, что происходит?!. А потом мы вышли на сцену и разнесли всё и вся в щепки. Это был потрясающий концерт, нас вызывали на бис четыре раза! Я никогда не забуду выражение лиц ребят из Blind Guardian, когда мы спускались со сцены. Оно как бы говорило: И как понять, кто тут разогревающий акт? (Смеётся) Но когда на сцену вышли Blind Guardian, всё встало на свои места - они буквально взорвали зал своим выступлением! После этих совместных гастролей Iced Earth и Blind Guardian стали побратимами. За всё время турне между нами не возникло ни одной перепалки, не было демонстраций ни эго, ни пафоса, все думали только о хорошем времяпровождении. Это, несмотря на то, что мы делили с ними один автобус.
- Года за три до того, как в 1999 году вместе с вокалистом Blind Guardian Ханси Кюршем ты записал дебютный альбом проекта Demons & Wizards, я слышал, что вы собирались поработать над металлической версией всемирно известной рок-оперы Эндрю Ллойд Веббера Иисус Христос Суперзвезда. Это правда, или один из тех слухов, которые принято называть нелепыми?
Нет, это чистая правда! То, что я однажды определённо хотел бы сделать. Но в то же время поднять такой проект практически очень и очень сложно! И проблема даже не в том, чтобы собрать вокалистов и музыкантов, которые подготовят и исполнят эти песни - это как раз реально. Самая большая проблема, поскольку эта рок-опера очень популярная, связана с авторскими правами. Для того чтобы получить разрешение на выпуск такого проекта, нам надо сначала полностью записать его и предоставить полученный результат на рассмотрение Эндрю Ллойд Вебберу. Хорошо, если ему понравится, и он даст своё согласие, но представьте, что будет, если всё случится с точностью до наоборот! Тогда мы окажемся по уши в дерьме, потому что вложим в этот проект огромные средства, и будем вынуждены положить его на дальнюю полку!.. Нет ничего невозможного, было бы здорово пригласить поучаствовать в записи лучших вокалистов - я общался со многими и все проявили огромную заинтересованность – но, повторюсь, всё это очень сложно реализовать. На место Джина Адамса, который был первым вокалистом группы и записал с ней дебютный альбом, в Iced Earth был взят Джон Грили, который принял участие в записи второго альбома Night Of The Stormrider (1991), но он ненадолго задержался в составе. С его уходом была связана какая-то мутная история - так, что сейчас уже не совсем понятно, что это было: уход или увольнение? Увольнение.
- Но почему? Он проделал очень хорошую работу на Night Of The Stormrider.
Джон - великолепный вокалист, но его увольнение никак не связано с его способностями к пению. Storm-rider - очень сильный альбом, показавший
большой прогресс группы. Но проблема заключалась в доверии. Джон не был честным человеком, из-за чего периодически возникали проблемы. Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стала одна из его выходок во время турне. Поэтому после того, как мы вернулись домой, я ему дал от ворот поворот.
- Что это была за выходка?
Джон позволял себе отпускать антисемитские шутки, которые выводили нас из себя. С нами в турне был клавишник, еврей по национальности, который и стал однажды объектом его шуток. На такие вещи я не мог закрывать глаза.
- После выпуска Night Of The Stormrider в лагере Iced Earth наступило полное затишье, продлившееся целых три года! Покопавшись в старой прессе, я нашёл две версии, дающие этому объяснение. По одной из них альбом полностью провалился и ты решил распустить группу. А по другой альбом, наоборот, стал популярным, но у вас возникли какие-то трения с издающим лейблом Century Media.
Stormrlder стал очень успешным альбомом! Он разошёлся каким-то немыслимым тиражом в Японии и хорошо продавался в Европе. Трёхлетний перерыв в деятельности группы связан с тем, что спустя год после выхода Night Of The Stormrider я осознал, насколько плохим для группы был контракт, который мы заключили с Century Media. Если бы мы продолжали придерживаться его пунктов, то практически ничего не имели бы от продаж! Поэтому когда на лейбле нам сказали, что пора готовить новый альбом, я ответил, что если они хотят этого, то сначала нам следует пересмотреть некоторые пункты нашего контракта, чтобы у нас появился хоть какой-то смысл его записывать. Контракт в том виде, в каком мы его подписали, по сути, обращал Iced Earth в рабов Century Media. Противостояние группы и лейбла длилось почти три года, в течение которых мы ничего не записывали и не выступали с концертами. Я показывал контракт знающим людям и все они говорили мне, что с такими условиями нам проще похоронить группу, чем что-то делать дальше. В конце концов, мне удалось добиться внесения основных поправок в договор, но даже при этом он продолжал оставаться для группы не очень удачным.
- Не по этой ли причине Burnt Offerings (1995) получился одним из самых мрачных альбомов Iced Earth за всю историю группы?
Да, в то время я был очень зол и не мог полностью сосредоточиться на музыке. Когда альбом был записан, я им был очень недоволен, потому что я хотел, чтобы стиль Iced Earth развивался в несколько ином направлении. Нет. на нём есть хорошие песни, как, например Dantes Inferno, не поймите меня неправильно. Но это не отличный альбом, это нормальный альбом. В том, что он таким получился, исключительно моя вина. После Burnt Offerings. когда я познакомился с создателем комиксов Spawn Тоддом МакФарпейном и решил посвятить этой теме следующий альбом, получивший название The Dark Saga (1996), я чувствовал себя много лучше, а у группы открылось второе дыхание.
- А правда, что велись разговоры о том, что Iced Earth также примет участие в саундтреке к фильму по мотивам комикса Spawn?
Да. Тодд также предлагал включить диск с песнями из The Dark Saga в комплект с игрушками серии Spawn, которые выходят в Америке немалым тиражом. У нас с Тоддом было много планов, но Century Media не дали им осуществиться.
- Снова ненадолго вернёмся к альбому Burnt Offerings. Я, к сожалению, давненько его не слушал, а фильм Фрэнсиса Форда Копполы Дракула с Гэри Олдманом в главной роли, когда последний раз видел, вообще не помню. Но если я не ошибаюсь, именно из этого фильма ты взял сэмпл, который открывает первую и вместе с тем заглавную песню альбома Burnt Offerings?
(Смеётся) Именно из него! Разумеется, я взял только слова. И что забавно, на моей памяти, ты первый, кто упомянул этот факт. Я, честно, думал, что число людей, заметивших это, будет намного больше (смеётся).
- На альбоме Burnt Offerings вы представили нового вокалиста Мэтта Барлоу, голос которого сыграл в дальнейшем повышении интереса аудитории к Iced Earth, очень важную роль. Но в связи с трехлетним перерывом в деятельности данные о времени его появления в группе очень разнятся. В каком году Мэтт покинул коллектив Cauldron и присоединился к Iced Earth?
Мэтт пришёл в группу в 1994 году. На одном из концертов Cauldron его приметил наш барабанщик Родни Бизли и пригласил прийти к нам на прослушивание. Хотя в то время мы ещё продолжали получать кассеты с демо-записями от разных вокалистов со всей страны. Большинство из них старались копировать стиль Джона Грили, который, как мы уже сказали, хорошо поработал на Stormrider. Мэтт в отличие от всех этих вокалистов был не самым совершенным в плане техники исполнения, но у него был свой, отличный от других стиль. Для того чтобы он вырос в того Мэтта Барлоу, которого сегодня знают все, нам пришлось проделать очень большой объём работы. Настоящее развитие вокал Мэтта получил только во время записи The Dark Saga, это был огромный шаг вперёд по сравнению с Burnt Offerings. Но для этого Мэттью пришлось взять много уроков вокала.
- После твоих слов у меня возникает ощущение, что Мэтт появился в Iced Earth, потому что у вас не было выбора!
Его вокал не был в точности таким, какой я искал для группы. И сейчас я нахожу это забавным, потому что потом, когда в 1996 году в Judas Priest пришёл Тим Оуэнс и я услышал его вокал, то я поймал себя на мысли, что хочу работать с этим парнем - это тот голос, который я слышу в своей голове! Очередная констатация факта, что ничего в этой жизни не происходит случайно! Сегодня я намного более счастлив, работая с Тимом в Iced Earth, потому что мы можем развивать стиль группы, нам есть куда двигаться, и. главное: наша музыка звучит честно. Если бы в группе сейчас был Мэтт, то всё было бы иначе, и в качестве примера можно взять альбом Burnt Offerings. На мой взгляд, этот альбом - чёрное пятно в дискографии Iced Earth; между прочим, он также самый плохо продаваемый альбом группы. Этому, наверное, должно быть какое-то объяснение? Разумеется: я был в плохом расположении духа, я не был сфокусирован на музыке, это моя вина, что альбом получился таким! Связь между настроением, царящим в группе и музыкой, которую она пишет, очень сильная. Поэтому сегодня я доволен тем, как звучит Iced Earth, и, как мне кажется, большинство фэнов так же должны быть довольны.
- А это правда, что вы с Мэттом родственники? Он вроде как женат на твоей сестре?
Да, Мэтт женат на моей сводной сестре.
- Её, случайно, не Кейт зовут?
Нет, Хетер.
-Я почему спросил - партии женского вокала на альбоме The Dark Saga исполнила некая Кейт Барлоу.
Это невестка Мэтта, на данный момент уже бывшая жена его брата.
- Аа, теперь всё понятно!. Спустя четыре года после неожиданного заявления о том, что Мэтт завязывает с музыкой, в 2007-ом он возвращается на метал-сцену в составе группы Pyramaze. Какое твоё мнение на этот счёт?
Думаю, это отлично! Для Мэтта это может стать хорошим хобби, потому что, насколько мне известно, он не собирается оставлять работу полицейского. До тех пор пока ему будет нравиться работать с ребятами из Pyramaze, я буду считать, что это здорово!
Алексей Кузовлев, Dark City
Если вам понравилось данное интервью, посетите сайт группы Dark Tranquillity - у этой замечательной группы также много интересных интервью!