"Думаю, что многие бы просто сдались, я боролся с этим как мог, но когда я вернулся и увидел то многое, что творится вокруг меня, то был куда более энергичен и сосредоточен. Вся эта энергия пошла в Iced Earth"
Iced Earth очень сложно похвастаться редкими кадровыми перестановками внутри группы. Но, несмотря на постоянно меняющихся басистое и барабанщиков, поклонники коллектива привыкли к тому, что наряду с бессменным лидером Джоном Шаффером в труппе на постоянной основе работает и вокалист Мэттью Барлоу. Со вторым гитаристом вроде тоже всё устаканилось: им в своё время стал девятнадцатилетний Ларри Тарновски, фэн труппы. Но ничто хорошее не длится вечно...
Так, незадолго до начала записи нового альбома The Glorious Burden Ларри покинул Iced Earth, вновь обратившись к граниту науки. Но кто мог предположить, что по его стопам последует и Мэтт Барлоу, также увидевший смысл своей дальнейшей жизни в продолжении обучения и работе в сфере уголовного права? Ну а проблема заключалась в том, что практически весь вокал для альбома уже был записан, и Джону пришлось отложить все оставшиеся работы по записи The Glorious Burden на время поисков нового вокалиста. На удивление многим, им стал отставной фронтмен Judas Priest Тим Риппер Оуэнс.
Нам же представилась возможность расспросить о новом альбоме самого Джона Шаффера - наиболее компетентного человека на сегодняшний день в вопросах, касавшихся Iced Earth. Тем более что расстроенным всей катавасией с The Glorious Burden он не казался, сходу заявив:
The Glorious Burden -лучший из всех альбомов Iced Earth, которые я когда-либо записывал. Реакция фэнов на предварявший его выход сингл The Reckoning оказалась положительной, а так как альбом по сравнению с синглом нечто более грандиозное, думаю, его так же примут очень хорошо. Пока что всё замечательно, и я доволен тем,как всё идёт.
- Что послужило основной причиной для переноса даты релиза альбома на середину января?
В основном так получилось из-за того, что нам пришлось перезаписывать вокал. Поэтому и мастер-диск мы предоставили лейблу несколько позже. Тот, в свою очередь, перенёс релиз на более поздний срок, так как его задача - тщательнейшим образом подготовить альбом к выпуску и в полном объёме провести промо-кампанию. И мы не стали спорить или предпринимать попытки ускорить этот процесс. Да, конечно, каждая группа хочет, чтобы её новый альбом появился на прилавках магазинов как можно скорее, а фэны. в свою очередь, хотят его услышать как можно раньше. Но порой приходится немного подождать.
- Кстати, почему вы решили подписать контракт именно с SPV после ухода с Century Media?
У меня уже есть некоторый опыт работы с этим лейблом. Ведь на нём был выпущен альбом Demons & Wizards - это наш проект с Ханси Кюршем (вокалист Blind Guardian - прим. KIDd). И я был впечатлён работой, которую проделали для нас люди с SPV. Да и потом, после двенадцати, или даже тринадцати, лет сотрудничества с Century Media стало очевидно - надо что-то менять. Нам была нужна компания, которая уделяла бы группе ещё больше внимания. А SPV очень хороший, профессиональный лейбл Я рад. что мы заключили контракт именно с этими людьми.
- Horror Show стал частью истории. Были ли на нём допущены ошибки, которые вы старались не повторить при записи нового альбома?
Horror Show не нёс в себе личностного опенка, что всегда делало альбомы Iced Earth особенными. И причиной этому стали сразу несколько вещей. Тогда я только-только развёлся, перенёс операцию. (Напомню, что несколько лет назад на одном из концертов Джон получил травму, и так как различные методы лечения не привели к улучшению, ему пришлось согласиться на операцию - прим.). В то время в моей жизни было очень много боли, я не был самим собой. Но это не значит, что я стыжусь Horror Show. Нет, это очень сильный альбом. Просто для меня это не такая классическая запись Iced Earth как, например. Night Of The Stormrider или Something Wicked.... Поэтому основная цель, которую я преследовал при написании материала для The Glorious Burden - это создать альбом, который стал бы лучшим в дискографии Iced Earth. В нём также затрагивается новая для группы тема - история. Раньше мы ничего подобного не делали, для меня это было в новинку. Я с детства увлекаюсь историей, а теперь мне представилась возможность рассказать о том. что я всегда считал важным. Раньше основной темой лирики наших песен были, в основном,
какие-то мрачные вещи, например, связанные с религией. Новый альбом, как и история, содержит что-то личностное.
- А я всегда считал Iced Earth интеллектуальной группой. Суди сам: участие в ней заставило Ларри Тарновски и Мэтта Барлоу вспомнить о том, что учиться никогда не поздно. Что ты думаешь об этом: тебе жаль, что из группы ушли такие музыканты, или ты рад их выбору?
Я могу отвечать только за свои поступки. Iced Earth никогда не писали песни о наркотиках, сексе и рок-н-ролле. Наша группа всегда была очень честной, а музыка, которую я пишу, исходит прямиком из моего сердца. Мы хотим, чтобы наш слушатель мог почерпнуть из песен Iced Earth что-нибудь для себя; то, что поможет ему в дальнейшей жизни. Я никогда не задумывался о том, интеллектуальная Iced Earth группа или нет. Источником вдохновения для меня всегда была и остаётся сама жизнь. Каждый прожитый мной день находит отражение в моей музыке.
- На каком этапе работы с Мэттом над новым альбомом ты понял, что что-то не так, и что Iced Earth пора искать нового вокалиста?
В первый же день записи вокала Мэтта я понял, что у нас проблема. На самом деле, проблемы с Мэттом были последние несколько лет. Он изменился, было видно, что он больше не вкладывает душу в то. что делает Было совершенно ясно: что-то надвигается. В декабре 2002-го он обмолвился, что подумывает об уходе из группы, но я убедил его, что с его стороны это будет ошибкой. Ведь тогда всё было многообещающе: мы готовились к подписанию контракта с новым лейблом, у нас были подготовлены лучшие песни за всю историю группы, а это в свою очередь означало, что альбом будет очень сильным, поэтому я попросил его остаться в Iced Earth ещё на некоторое время. А вот это уже было ошибкой с моей стороны, потому что потом это стоило нам уйму времени, а также кучу денег - ведь нам пришлось перезаписывать вокал. Но, видимо, тому суждено было быть Ничто в этом мире не случается просто так, и теперь у нас альбом, который звучит лучше, чем когда бы то ни было. И потом... наши взаимоотношения с Тимом просто фантастические, и я с нетерпением жду момента, когда мы начнём работать над песнями для следующего альбома Iced Earth. Все эти годы Мэтт очень хорошо справлялся со своими обязанностями, но в творческом процессе от него было очень мало помощи. Многие до сих пор не знают, а некоторые даже не понимают, что все вокальные линии для песен Iced Earth всегда писал я. а Мэтт их просто пел!! И всё! Это была тоже моя работа, а так быть не должно. Да, теперь у группы новый голос, но это всё ещё песни Iced Earth, потому что мой стиль остался прежним. А Тим принёс в группу особое настроение, энергию.
- Но как ты вышел на Тима? Почему именно он записал вокал для The Glorious Burden?
Мы с Тимом знаем друг друга довольно давно. И у нас как-то был разговор о возможном совместном проекте - он состоялся ещё до того, как мы начали записывать барабаны для The Glorious Burden. Я отослал ему демо из 3-х или 4-х песен, которые были написаны не для Iced Earth или Demons & Wizards - это были песни для нашего совместного проекта. Идея заключалась в том, что он должен был послушать демо и поделиться со мной своими соображениями по поводу того, какой должна быть лирика, и как должен звучать вокал. А я в это время продолжал работать над The Glorious Burden . Потом мы должны были переключиться на наш с Тимом совместный проект. А когда стало ясно, что записать альбом с Мэттом не получится, я позвонил Тиму и спросил, не хочет пи он спеть на The Glorious Burden в качестве приглашённого вокалиста. Тогда он ещё числился в составе Judas Priest. Материал был полностью готов, и всё, что от него требовалось - это выучить вокальные партии Тим согласился, я выслал ему диск с новыми песнями в исполнении Мэтта, а спустя месяц мы встретились в студии, и он записал всё меньше, чем за неделю! А через несколько дней после этого Judas Priest объявили о своём реюнионе с Робом Хэлфордом!! И первое, что я сказал Тиму, было: Ты можешь остаться в Iced Earth и знаешь это не хуже меня. Он думал около месяца, после чего согласился. Вот так всё и получилось. И теперь, когда я смотрю назад, в прошлое, мне кажется, что всё так и должно было произойти.
- Главное, оказаться в нужное время в нужном месте.
Да. Похоже, это было предначертано нам судьбой.
- Начали ли вы готовиться к турне? Что ты можешь сказать о том, как в исполнении Тима звучит старый материал Iced Earth?
Мы пока ещё не приступали к репетициям. Но, зная вокальные способности Тима, могу сказать,-что песни зазвучат как никогда ранее. С его голосом мы можем сыграть всё, что угодно. Это тот голос, который я слышу, когда пишу песни. Порой я ставил перед Мэттом такие задачи, с которыми тот просто был не в состоянии справиться - он не мог спеть то, что сегодня под силу Тиму.
- Что ты думаешь о таком определении стиля The Glorious Burden, как старый Iced Earth с вокалом от Judas Priest?
Во-первых, не соглашусь с вокалом от Judas Priest. Когда Тим пел в этой группе, было видно, что остальные музыканты хотели, чтобы он исполнял песни в нужной им манере. В Iced Earth вы услышите другого Тима. Когда мы записывали его вокал, я хотел, чтобы потом наши поклонники услышали именно Тима Оузнса. Конечно, на The Glorious Burden есть моменты, когда его голос естественным образом походит на голос Хэлфорда (особенно, когда он берёт высокие ноты, как на треке The Reckoning), но это скорее природное сходство, нежели какое-то подражание. И новые песни звучат свежо не только потому, что их спел Тим. Всё дело в самих песнях. Сегодня Iced Earth не та группа, что начала свою карьеру 13 лет назад. С тех пор многое изменилось. Прогресс очевиден.
- На альбоме вы задействовали настоящий симфонический оркестр, но, помнится, у вас были планы записать трилогию Gettysburg (1863) со объемным звуком для DVD бонус-диска...
..А здесь мы сделаем небольшое отступление, чтобы сказать пару слов о трилогии Gettysburg. В самом начале Шаффер работал только над песней с таким названием, но потом стало совершенно очевидно, что события стосорокалетией давности не помещаются в рамки пятиминутной песни. Поэтому в результате дальнейшей работы родилась настоящая эпическая вещь продолжительностью полчаса: в трёх частях (The Devil То Pay, Hold At All Costs и High Water Mark) отражены три дня самого знаменитого сражения Гражданской войны в США (1-3 июля 1863 года) под Геттисбургом. Кстати, началось оно с атаки на этот город дивизии южан с целью захватить склад армейской обуви. Но всё-таки обратимся с вопросом к Джону: ...Удалось ли вам реализовать этот замысел? Нет, потому что это очень дорогая затея. Кроме того, одно из изданий альбома и так будет включать в себя бонус-диск. Будет европейское издание альбома, американское, а также специальное, состоящее из двух дисков, на которых мы разместим все песни с обеих версий альбома. Если бы мы добавили к этому ещё и DVD-диск, то цена возросла бы до небес! Поэтому люди с SPV сказали нам следующее: Стоимость альбома с DVD-диском будет очень высокой, и не каждый сможет его себе позволить. Давайте лучше вы запишите DVD чуть позже, и мы выпустим его отдельно. И это будет не аудиодиск: там будет видеоряд, в который войдут различные документальные съёмки. Таким образом, идея записать Gettysburg (1863) с объемным звуком трансформировалась в ещё более крупный проект.
- Но многие фэны Iced Earth продолжают задаваться вопросом, когда группа выпустит DVD с записью концертных выступлений?
Ммм. сложно сказать. Вероятней всего, мы сможем выпустить нечто подобное после 2005 года. Пока я не могу записывать то, что выходило до The Glorious Burden, потому что права на старые песни принадлежат Century Media. Получается так, что если мы и запишем концерт, то сможем издать только песни, вошедшие на последний альбом. А в этом я пока не вижу никакого смысла.
- Обложка сингла The Reckoning очень сильно напоминает The Trooper Iron Maiden. В чём заключается идея?
А ни в чём! Мы даже не думали о The Trooper!! Обложку для этого сингла, а также для альбома рисовал русский художник Лео Хао, и я хотел, чтобы
- А как вы вышли на Лео Хао?
Мне рассказал о нём Ханси.
- Тогда всё ясно... Практически все альбомы Iced Earth были записаны в студии Morrisound. А если они и не записывались там, то, как минимум, сводились (как это было с The Glorious Burden). Оказывает ли какое-нибудь влияние на творчество группы эта студия и Джим Моррис, с которым вы сотрудничаете достаточно продолжительное время?
Студия не оказывает влияние на наше творчество, но когда я жил в Тампе, мне было очень удобно работать в Morrisound, поскольку она располагается неподалёку от дома, в котором я жил. Это очень хорошая студия. Но большую роль в ней играет сам Джим. Я очень дружен с семьёй Моррисов, знаю их уже около 18-ти лет. Джим - мой очень хороший друг, и между нами установились дружеские рабочие отношения. Первые три альбома мы записали с его братом Томом, а начиная с The Dark Saga и по сей день работаем с Джимом. Он очень хороший звукоинженер и продюсер, отлично чувствует, чего хочет добиться музыкант, и порой предлагает действительно хорошие идеи. И сегодня, какую бы студию мы ни выбрали для записи, барабаны всё равно пишутся в студии A Morrisound, а Джим занимается сведением альбома. Он отлично знает аппаратуру, поэтому может добиться потрясающих результатов.
- Вы сняли видеоклип на песню When The Eagle Cries. Так как раньше Iced Earth нас особо не радовали постановочными видеоклипами, хотелось бы узнать некоторые подробности о съёмках, а также о том, собираетесь ли вы размещать этот клип на диске в качестве бонуса?
Нет, клип When The Eagle Cries на альбом не попадёт, но мы его обязательно поместим на DVD Gettysburg вместе с ещё одним видеоклипом на песню The Reckoning. Что касается When The Eagle Cries, то здесь всё было на высшем уровне, мы работали с настоящими профессионалами. Клип получился эмоциональным, и, уверен, он очень важен для всех тех, кому не безразлична свобода, а в первую очередь, американцам. Я показывал этот клип своим знакомым, и у всех них после просмотра стояли слёзы в глазах (текст этой песни повествует о событиях 11 сентября - прим. KlDti) Даже не знаю, что тут ещё можно сказать.
- И напоследок вопрос, который интересует многих: когда нас ждёт продолжение вашего с Ханси проекта Demons & Wizards?
Ханси приедет ко мне в студию в январе, и мы продолжим подготовку материала для второго альбома. Так что, вероятнее всего, он выйдет в конце 2004 года.
Алексей KlDd КУЗОВЛЕВ, Dark City, 2004